Ставропольский край – пилотный регион по внедрению программы Всемирного банка по поддержке локальных инициатив. Спустя восемь лет после того, как она впервые появилась в России, участвовать в программе согласились только шесть регионов. Ведь это сложно: местным чиновникам не забалуешь, работать надо не покладая рук. А по сути, речь о перестройке всей социально-экономической модели региона: население становится более ответственным и готово жестче контролировать власть. Всё это и страшит бюрократов, привыкших работать через пень-колоду.
Тайна мадридского двора
В Ставрополе побывала официальная делегация Всемирного банка (World Bank). Главная цель визита – подписание меморандума о сотрудничестве между правительством края и Всемирным банком, который является крупнейшей на планете финансовой корпорацией, оказывающей помощь развивающимся регионам. Забегая вперед, скажу, что меморандум на свет так и не появился.
Со стороны правительства под документом должен был поставить подпись вице-премьер, курирующий экономический блок, Андрей Мурга. Однако, как пояснил КАВПОЛИТ помощник вице-премьера Олег Борзов, документ сочли еще недостаточно проработанным. И теперь продолжится работа над его подготовкой.
Между тем, подготовка к визиту делегация была проделана колоссальная: со стороны правительства ее по личной просьбе губернатора курировал министр по развитию восточных территорий Александр Коробейников. Почему именно он? Во-первых, основная задача меморандума – дать толчок развитию именно восточной зоны Ставрополья.
Во-вторых, сам Александр Коробейников – человек, в российском офисе Всемирного банка прекрасно известный. Именно благодаря ему в сентябре 2006 года (тогда Корообейников был главным федеральным инспектором) Ставрополье стало первым регионом России, где Всемирный банк начал реализовывать свою программу поддержки местных инициатив (ППМИ).
Тогда подписи под соглашением о сотрудничестве поставили губернатор Александр Черногоров и директор по России и постоянный представитель Всемирного банка в Москве, выдающийся болгарский экономист Кристалина Георгиева. Почему сегодня губернатор уклонился от подписания столь важного документа, а сама бумага вообще не появилась на свет, – тайна за семью печатями. Как бы ни убеждали чиновники, что вопрос этот сугубо технический.
Мы поедем, мы помчимся!..
Проект поддержки локальных инициатив, запущенный на Ставрополье в 2006 году, действительно для России был новинкой. Он охватывал девять районов края, которые традиционно относятся к восточным: эксперты Всемирного банка вместе с чиновниками выбрали именно эти территории, поскольку здесь экономическая и социальная депрессия заметнее всего.
Суть проекта состоит в том, что правительство Ставропольского края выделяет малые гранты (в размере до 100 тысяч долларов) муниципалитетам для финансирования микропроектов, которые были подготовлены совместно членами локального сообщества и муниципальных органов власти. Эти проекты должны быть направлены на совершенствование и развитие местной социальной и коммунальной инфраструктуры: улучшение качества водоснабжения, ремонт сельских дорог, строительство новых детских площадок. Сам банк денег не дает, но осуществляет пилотный надзор за микропроектами, стратегическое консультирование по вопросам администрирования ППМИ и помощь в мониторинге качества работы.
Только за первые три года программы ВБ на востоке Ставрополья было профинансировано 107 микропроектов: 42 в 2009 году, 39 в 2010-м и 26 в 2011-м
Главным результатом работы Всемирный банк в своем отчете называет «усиление участия населения в принятии решений на местном уровне… создание или сохранение многочисленных постоянных и временных рабочих мест». Скажем, в 2009 году, когда реализация проекта перешла с пилотного на постоянный формат, локальные проекты были выявлены в 56 муниципалитетах из 95 заявившихся в программу, в 2010 – 94 из 191, а в 2011 – 74 из 149. Только за первые три года реализации программы ППМИ на востоке Ставрополья было профинансировано 107 микропроектов: 42 в 2009 году, 39 в 2010 году и 26 в 2011 году.
Спасибо Никите Белых!
Поддержка Всемирного банка заключалась и в организации тренинговых курсов по вовлечению населения в принятие решений (community involvement in decision making), что для русского уха звучит непривычно. Например, для муниципальных глав еще в 2009 году был проведен обучающий семинар, затем такие же тренинги – для рядовых жителей.
«Характер и типология заявок показывают, что по-прежнему основной проблемой, волнующей население, является плачевное состояние объектов культуры и поселковых дорог. Население обеспокоенно досугом детей и молодежи», – говорится в отчете банка. Понятно, что для развития восточной зоны Ставрополья программа Всемирного банка – это как спасательный круг. Тем более учитывая, что финансовая корпорация принципиально не работает в республиках Северного Кавказа (по каким соображениям, официально не сообщается), а готова она была начать с ними сотрудничество именно с территории края как давнего и надежного партнера. Но, выходит, теперь всё это откладывается на неопределенный срок…
Для развития восточной зоны Ставрополья программа Всемирного банка – это как спасательный круг
К слову, опыт участия Ставрополья в ППМИ лег в основу стратегии партнерства Всемирного банка и России (Russia country partnership strategy 2013-2015), а также федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014-2017 годы. Другим регионом, опыт которого «всемирные банкиры» считают достойным подражания, является Кировская область.
О том, каким образом реализуется здесь программа поддержки локальных инициатив, КАВПОЛИТ рассказал консультант банка Евгений Дрогов, участвующий в проектах ВБ с 2010 года. За это время, признается он, посетил почти четыре сотни собраний инициативных групп, на которых предлагались локальные микропроекты.
На фото Евгений Дрогов. Фото: Facebook
– Проект поддержки местных инициатив реализуется более чем в 60 странах мира, с 2007 года он существует в восточной части Ставропольского края. Но здесь на проекты выделяется очень ограниченная сумма, участвуют в программе всего несколько районов. Губернатор Кировской области Никита Белых увидел его на Ставрополье, и в 2009 году проект стартовал и на Вятке. Изначально он был нацелен только на сельские поселения, небольшие муниципалитеты. И в первый год в нем участвовали поселения в шести районах, на следующий год – села уже всей области, а сегодня он разросся до беспрецедентных масштабов: в нем участвуют все муниципалитеты, включая крупные города. Только от городов мы получили в прошлом году 170 заявок.
Идея программы – обратить внимание власти на наиболее насущные проблемы населения, привлечь население к решению проблем, организовать совместную работу населения и власти, сохранить и развить действующую общественную инфраструктуру.
На самом низовом уровне денег не хватает практически ни на на что, даже на то, чтобы исполнить полномочия, ну так выстроены в России межбюджетные отношения. А как поступить людям, чтобы улучшить свою жизнь? Для этого и есть наш проект, который позволяет привлекать помимо средств региональных бюджетов и местные, а также средства спонсоров и деньги населения.
На низовом уровне денег в регионах не хватает, так выстроены в России межбюджетные отношения. ППМИ привлекает средства спонсоров и населения
Сегодня в проекте существует три компонента: сельский, районный и городской. То есть жители сел могут подавать в конкурсную комиссию заявку на проекты не только поселенческого, но и районного уровня полномочий. А в крупных городах субъектами, которые могут инициировать проекты, являются целевые группы – то есть общественные некоммерческие организации.
Проект полностью встроен в систему муниципального управления, в правовое поле, бюджетный процесс. Всемирный банк напрямую в реализацию проектов деньги не вкладывает, это средства областного бюджета (хотя есть некоторые территории, где банк направляет деньги напрямую, в частности, в Армении). Минимальная сумма софинансирования проекта из регионального бюджета – 95%, размер первой заявки составляет до 1,5 миллиона рублей (сельские поселения могут подавать до четырех заявок, а городские – неограниченное число).
Проценты софинансирования со стороны населения и спонсоров не определены. Возникал вопрос, почему население должно участвовать рублем, ведь задачи привлекать деньги населения в больших масштабах не было. Человек, вложивший свои деньги, относится к этому проекту, как к собственному. Это способствует изменению отношения людей к своей роли в развитии города или села, более эффективной эксплуатации и лучшей сохранности объектов социальной инфраструктуры. Причем 98% выделенных средств осваивается в текущем же году, то есть нет никаких долгостроев, и люди сразу видят результат.
Человек, вложивший в проект свои деньги, относится нему, как к собственному
Есть четкий график проведения конкурса, он имеет ежегодный цикл, в котором закреплены все этапы, начиная от проведения собрания и заканчивая перерезанием ленточки. По итогам прошлого года мы уже провели конкурсный отбор подрядчиков и приступаем к непосредственной реализации микропроектов. При этом у нас уже прошли обучающие тренинги, и в тех муниципалитетах, где местные представительные органы приняли решение участвовать в конкурсе, с 19 мая по 15 августа начинаются собрания населения. Выполнение работ будет с мая по ноябрь 2015 года.
Отбор серьезен: комиссия оценивает количественные и качественные характеристики каждого из микропроектов по 16 критериям, также все заявители помимо конкретных проектов должны представить и программу развития муниципалитета. Программа предусматривает ремонт, строительство и реконструкцию объектов, находящихся в муниципальном ведении: это автодороги, объекты инфраструктуры, культуры, спорта, места массового отдыха, уличное освещение, библиотеки. Самые популярные проекты в области – это дороги и водопроводы.
Сегодня в Кировской области успешно реализованы более тысячи проектов на более чем миллиард рублей (в этом году еще 300 проектов на стадии реализации). В ряде случае это полностью меняет облик муниципалитета. Но главное, что люди за пять лет вовлеклись в работу местного самоуправления, хотя сколько мы слышали скепсиса, что, мол, деньги будут направлены не туда, куда надо.
Сегодня в Кировской области реализованы уже более тысячи проектов на более чем миллиард рублей, это полностью меняет облик муниципалитета
Проект полностью прозрачен, вся информация о нем есть в Сети, все заявки, результаты оценок конкурсной комиссии и все этапы прохождения конкурсного отбора есть на сайте Департамента социального развития Кировской области, который участвует в обеспечении всей текущей работы, и на сайте Всемирного банка
Сейчас проект ВБ в России реализуют шесть регионов: помимо Ставропольского края и Кировской области, это Тверская область (2012), Нижегородская область и Хабаровский край (2013) и Башкирия (2014). Без Всемирного банка пытаются реализовывать программу поддержки локальных инициатив Тульская область и Карелия.
Антон ЧАБЛИН
|